Резкость изображения – одна из основных характеристик (определений, понятий), используемых при оценке качества фотографии.
Это первое, что «бросается в глаза» при взгляде на фотографию, поэтому при улучшении фотографий на этот показатель следует обращать самое пристальное внимание.
Итак, что же такое «резкость изображения»?
Как и многие другие понятия в искусстве фотографии этот термин не имеет строгого определения. Но, собственно, этим и отличается искусство от науки, стремящейся дать любому термину однозначную трактовку.
Можно встретить много разных формулировок этого понятия в интернете. В основном они очень близки и в какой-то степени дополняют или несколько расширяют друг друга, или являются попросту синонимами.
Тем не менее, в основном сложилось представление о резкости, как о качестве воспроизведения на фото достаточно крупных фрагментов. В этом, можно сказать, ее отличие от четкости изображения, характеризующем различимость мелких деталей.
Надо сказать, что «повышение» резкости один из самых распространенных способов улучшения фотографий. Обычно всегда требуется в той или иной степени усиливать резкость первоначального изображения.
Объекты на фотографии отличаются друг от друга по яркости или оптической плотности. Собственно, благодаря этому они и различимы. Граница же между объектами всегда имеет ту или иную степень размытости.
Вот именно ширина размытости теоретически резкой границы между светлыми (яркими) и темными участками (объектами) изображения и характеризует резкость изображения. Причем это характерно для любых изображений, как цветных, так и черно-белых.
Поэтому важно понимать, что происходит с изображением, когда мы «повышаем резкость».
Ширина зоны размытости между областью с большей яркостью и меньшей обычно колеблется от 10 до 50 мкм. И чем она уже, тем визуально более резкой будет граница. И мы говорим, что резкость изображения выше.
Следовательно, чтобы повысить резкость изображения, нужно как можно больше сузить границу перехода между областями изображения с различной яркостью.
Достигается это за счет осветления более светлых пикселей с одной стороны границы и затемнения с другой.
Именно на этом основан принцип повышения резкости в фоторедакторах. Фильтр Резкость, например, находит перепады яркости по контуру объекта изображения и осветляет прилегающие к границе пиксели с более светлой стороны и затемняет с более темной, сужая зону перехода между объектами.
Таким образом, следует понимать, повышая резкость фотографии, мы в первую очередь воздействуем на граничные переходы между объектами изображения.
Как говорилось выше, с резкостью изображения также тесно связано такое понятие, как четкость изображения, больше характеризующее воспроизводимость мелких деталей на фотографии.
Иногда можно встретить характеристику резкости, как контрастность границы между соседними объектами изображения.